Страхование в строительстве – рост объемов и концентрации
Динец Милан Аркадьевич
Заместитель директора департамента корпоративного бизнеса, начальник управления промышленного страхования ОСАО «Ингосстрах»
|
Каковы основные тренды развития СМР в России? Что может послужить драйвером развития данного рынка, нуждается ли он во введении элементов обязательного страхования?
Как показывает анализ динамики объемов страховых взносов, темпы роста рынка СМР за 6 месяцев 2013 года составляют 16 %, при этом прирост по страхованию ответственности примерно в 4 раза больше, чем, например, по страхованию имущества юридических лиц. Темпы роста в России гораздо выше, чем на рынках других стран, кроме того, в условиях наблюдаемого снижения темпов развития нашей экономики в целом рост в каком-то сегменте на 16 % - это в любом случае очень хороший показатель. Объем рынка страхования СМР также является большим: в последние 2 года премия по СМР составляет 40-45% от взносов по страхованию имущества юридических лиц, на большинстве зарубежных рынков это соотношение значительно меньше. Что касается страхования ответственности членов строительных СРО, то этот рынок стал достаточно значимым, страховой механизм здесь успешно заработал. Однако вступившие в силу с 1 июля 2013 года изменения в Градостроительный Кодекс могут потребовать пересмотра порядка работы по страхованию строительных организаций спустя какое-то время.
Продолжается дискуссия о введении элементов обязательного страхования в строительстве, но мне эта тема не представляется особенно актуальной. Подходы к страхованию у нас, как правило, пересматриваются после каких-то массовых негативных событий или катастроф. В области строительного страхования, если судить по тому, что освещалось в прессе, пока такого нет. Очевидно, что серьезных проблем, требующих серьезных изменений в регулировании и введения страхования, пока не накопилось. Что же касается вмененного страхования, требуемого банками-кредиторами, то доля частных строек, к сожалению, снижается, и те частные структуры, которые финансируют строительство, не всегда думают о страховании. Но и эффективно стимулировать добровольное, ничем не обусловленное страхование самими подрядными организациями, на мой взгляд, тоже пока не удается. В общем, отсутствие резонансных событий в строительной сфере или крупных аварий не дают оснований ожидать появления инициатив в части вмененного и обязательного страхования.
Однако, на мой взгляд, нынешняя доля вмененного страхования строительных рисков аналитиками все же недооценивается. Если бы при анализе рынка брались только те премии, которые платятся исключительно добровольно (а не потому, что заказчики и банки требуют наличия полиса у подрядчика), цифры были бы меньше в разы, возможно, в 10-20 раз. По опыту диалога с клиентами и потенциальными клиентами в нашей компании, могу с уверенностью сказать, что реальную необходимость страхования понимают только те, кто уже сталкивался с убытками. Но таких меньшинство, а большинство надеется на авось.
Несостоятельно и мнение клиентов о том, что страхование строительства – это очень дорого. Если не брать тот сегмент рынка, который не интересуется ценой и экономической эффективностью, а просто «осваивает смету», то тарифы на рынке вполне низкие. Да, заказчики и подрядчики экономят, но уверяю, что по сравнению с другими статьями расходов нагрузка по страхованию, если смотреть, например, на ее долю в будущей стоимости квадратного метра строящейся квартиры – это сотые доли процента.
На рынке СМР, как и во всех остальных видах страхования, растет уровень концентрации. В России действительно не нужно столько страховых компаний, сколько их есть на рынке сейчас. Концентрация и дальше будет расти и естественным образом ограничивать число участников рынка. Для рынка СМР 20 компаний – это было бы нормально. Однако темпы роста концентрации, вероятно, замедлятся. Доля топ-20 уже сейчас составляет более 85 % и так быстро, как раньше, она расти пока не сможет, поскольку еще сохраняются компании, работающие в каких-то своих узких нишах. То есть 100 %-ной концентрации рынка в руках топ-20 пока не произойдет, но приближение к ним – это скорее вопрос более отдаленной перспективы (примерно к 2025 году). Но и уменьшения доли 20 крупнейших компаний, на мой взгляд, тоже не случится.